Обслуживание и ремонт моторной тележки 9V

А также всевозможные другие скоростные виды транспорта, такие как монорельс, метрополитен и всё остальное.
Ответить
Автор
Сообщение
Konserver
Аватара пользователя
Сообщения: 339

Обслуживание и ремонт моторной тележки 9V

#1 Сообщение Konserver » Сб янв 21, 2012 2:18 am

Отгудели, отшумели праздники, и вот по просьбам трудящихся тема обслуживания девятивольтовой тележки.

Изображение

Прежде всего хотелось бы сразу отметить, что если тележка нормально едет (не скрипит, нормально трогается, нормально тянет, колеса не проскальзывают при нормальной загруженности) то и лезть в нее не стоит, главная заповедь всех техников и механиков: РАБОТАЕТ - НЕ ТРОГАЙ !!! :!:
Итак поехали. :arrow:
Начнем с простого.

1.Чистка колес и резинок.
Колеса на тележке железные, поэтому если тряпочкой со спиртом грязь не убирается, можно использовать мелкозернистую наждачную бумагу, суть в том, чтобы колеса были настолько чистыми, чтобы соприкасаясь с рельсами у мотора не было подергиваний, ни при трогании ни при движении. Кстати, таким же образом можно почистить и рельсы, если они ржавые или сильно запачканы.

Изображение

Резинки. Их нужно снять очень аккуратно :!: , если порвется, мотору хана, придется заказывать колесо от нового RC мотора и переставлять (с него резинку, естественно :mrgreen: ). Если нет уверенности, лучше не снимать, чистить как есть. Суть в том, что нужно протереть резинки так, чтобы их не порвать и грязи не было на всей площади
касания с поверхностью рельсы. Ни в коем случае не смазывать никакими жидкостями на спиртах, и с примесями нефтепродуктов, маслом тоже лучше не мазать, будет долго высыхать и загадит рельсы. Я промыл водой и забыл. Можно попробовать силиконовую смазку, распределив ее по всей поверхности и просушив нанизанными на что нибудь торчащее. :mrgreen: во загнул...

Изображение

2.Обслуживание мотора и шестерней.
Еще раз хотелось бы отметить, что если все работает без перебоев указанных выше, внутрь лезть не стоит.
открыть тележку не поцарапав не получится скажу сразу. Для этого понадобится очень тонкая отвертка. Открывать следует с торца. Пытаться отогнуть пазы с нижней стороны мотора тоже не нужно, это бесполезно. Отвертку втыкаем по центру и поворачиваем. Суть в том, чтобы не повредить крючки. Их ценность настоящие поездоводы знают не по наслышке :mrgreen:

Изображение

Снимаем нижнюю крышку и любуемся.

Изображение

У меня на рисунке показана уже обслужена тележка, когда Я ее открыл первый раз, зрелище было более удручающее. Зеленое, это смазка, собственно очень хорошо видно куда ее нужно наносить. Наносить ее нужно, естественно после прочистки всего механизма от пыли и волос (поверьте они там тоже скорее всего будут!!!)
В качестве смазки Я использовал остатки хорошей жизни, после ремонта автомобиля. Это замечательная кастрюлевская смазка для подшипников, уменьшающая их износ, и хорошо гасящая термическое воздействие.
Если что, она продается на любом нормальном авторынке и стоит не больше трехста наших деревянных. Но на дому сойдет и солидол.

Изображение

Также можно аккуратно, стараясь не погнуть почистить контактные планки соприкасающиеся с колесами.(хорошо видны на рисунке ниже)

3.Ремонт.
Что касается ремонта, то он нужен только в том случае если изношена вот эта шестерня, вернее та ее часть, которая соприкасается с железной шестерней, стоящей на приводе мотора, короче говоря сами зубцы. Проверить ее износ очень просто. Нужно на моторе с еще не снятой крышкой покрутить пары колес обеих осей по очереди и если хоть одна пара проскальзывает с характерным треском, то именно эта пара в ремонте и нуждается.

Изображение

Изображение

По идее тут мотору и хана. Этим ремонтом можно лишь на какой - то срок продлить его жизнь, если только вы не знаете где взять такую же новую шестерню, желательно железную )))
Суть ремонта заключается в создании прокладки, которая будет чуть сильнее прижимать изношенную шестерню к приводной. На рисунке показана прокладка из толстого пробкового полимера (белого цвета), чтобы было лучше видно, где она должна стоять, на самом деле Я ее изготовил из скотча слепленного вдвое, слоями скотча, как вы поняли можно играть толщиной прокладки. Ниже виды инструменты которые я использовал.

Изображение

Изображение

Суть в том, что толщина проклажки должна быть такой, чтобы шестерня вращалась свободно, и не стопорила механим, но при этом и не люфтила.

После того как ремонт закончен, аккуратно и ровно располагаем все шестерни, оси, контакты и прикрываем крышкой. Защелкиваем от средины к концам. После ремонта тележку обязательно нужно погонять без нагрузок, минуты две.

Изображение

В заключении хотелось бы сказать, что если кто - то думает, что купить новую проще, рекомендую этим людям посмотреть цены на Бриклинке, на 9-вольтовые тележки, если не смутят посмотреть на 12-вольтовые. И подумать, как быстро подорожают 9-вольтовые через год, два пять...
Ну а если пофиг, то в этой теме вам делать нечего.

Кстати, с прошедшими праздниками всех!

Изображение
Небольшой магазинчик деталей в Питере
http://www.bricklink.com/store/home.page?p=Konservator

Apostrov
Аватара пользователя
Сообщения: 685

Re: Обслуживание и ремонт моторной тележки 9V

#2 Сообщение Apostrov » Сб янв 21, 2012 3:47 pm

Молодец что написал, я тоже разбирали чистил, там все достаточно примитивно.

SardaukarNN
Аватара пользователя
Сообщения: 209

Re: Обслуживание и ремонт моторной тележки 9V

#3 Сообщение SardaukarNN » Ср авг 15, 2012 4:00 pm

Konserver писал(а): Резинки. Их нужно снять очень аккуратно :!: , если порвется, мотору хана, придется заказывать колесо от нового RC мотора и переставлять (с него резинку, естественно :mrgreen: ). Если нет уверенности, лучше не снимать, чистить как есть.
Неужели нет альтернативы этой резинки?
Сам ищу альтернат на четыре колеса.
LEGO DUNE САМОДЕЛКИ https://vk.com/legodune

КОЛЛЕКЦИЯ http://sardaukarnn.bricker.ru/

Покупаем LEGO https://vk.com/topic-59748510_33094298

RIDIK
Сообщения: 107

Re: Обслуживание и ремонт моторной тележки 9V

#4 Сообщение RIDIK » Вт янв 21, 2014 6:56 am

SardaukarNN писал(а):
Konserver писал(а): Резинки. Их нужно снять очень аккуратно :!: , если порвется, мотору хана, придется заказывать колесо от нового RC мотора и пепрреставлять (с него резинку, естественно :mrgreen: ). Если нет уверенности, лучше не снимать, чистить как есть.
Неужели нет альтернативы этой резинки?
Сам ищу альтернат на четыре колеса.
Альтернатива есть, если только там не спецальная токопроводящая резина. Нужно искать в магазинах сантехники ( ремкомплект на металопластиковые фитинги, диаметром 20 или 26) не во всех магазинах есть, но кто ищет тот находит. Всем удачи.

pavlo
Сообщения: 1208

Re: Обслуживание и ремонт моторной тележки 9V

#5 Сообщение pavlo » Ср фев 12, 2014 11:04 pm

По поводу чистки колес наждачной бумагой:
Таких леговских тележек и металлизированных рельс у меня нет, но есть опыт с пиковской дорогой, так вот чистка наждачкой не есть хорошо, ибо ведет к более скорому засорению вдальнейшем (создаются многочисленные царапины на поверхности, которые забиваются грязью), кроме того для электрических контактов образующиеся при этом царапины не есть хорошо (увеличивается искрение и образуется нагар). Я старался чистить войлоком - это дольше чем наждачкой, но зато результат лучше. Удобно чистить подключив питание - колеса вращаются и надо лишь приложить кусочек войлока и периодически перекладывать его чистым местом. При этом главное не давить сильно чтобы не создавать излишней нагрузки и не вывести из строя привод.

Snake
Модератор
Аватара пользователя
Сообщения: 2338
Награды: 7
Контактная информация:

За 2 место в конкурсе Помощь в фестивале DoubleBrick Участник Фестиваля DoubleBrick Участник Truck Trial
Участник Technic Rally

Re: Обслуживание и ремонт моторной тележки 9V

#6 Сообщение Snake » Ср фев 12, 2014 11:46 pm

Разбирал я тут тележку http://bricker.ru/parts/bb06/ аж 1970 года
Состояние предполагалось удручающее, разобрал полностью и движек тоже, все почистил смазал, включил работает как часы.
А все по тому что там есть надпись "сделано в германии", а нынешние тележки делают в китае, это очень печалит.

pavlo
Сообщения: 1208

Re: Обслуживание и ремонт моторной тележки 9V

#7 Сообщение pavlo » Чт фев 13, 2014 12:45 am

Snake писал(а):Разбирал я тут тележку http://bricker.ru/parts/bb06/ аж 1970 года
Состояние предполагалось удручающее, разобрал полностью и движек тоже, все почистил смазал, включил работает как часы.
А все по тому что там есть надпись "сделано в германии", а нынешние тележки делают в китае, это очень печалит.
Все потому, что 1970 года!!!

А на китайцев зря Вы так! У большинства россиян такое мнение о китайских товарах сложилось лишь потому, что наши предприниматели, стремясь за сверхприбылью, скупают в Китае все барахло и втюхивают в России приписав пару нулей к ценнику... Я своими глазами видел как это происходит и видел качественный товар, который покупают сами китайцы...

Snake
Модератор
Аватара пользователя
Сообщения: 2338
Награды: 7
Контактная информация:

За 2 место в конкурсе Помощь в фестивале DoubleBrick Участник Фестиваля DoubleBrick Участник Truck Trial
Участник Technic Rally

Re: Обслуживание и ремонт моторной тележки 9V

#8 Сообщение Snake » Чт фев 13, 2014 7:36 am

pavlo писал(а):А на китайцев зря Вы так! У большинства россиян такое мнение о китайских товарах сложилось лишь потому, что наши предприниматели, стремясь за сверхприбылью, скупают в Китае все барахло и втюхивают в России приписав пару нулей к ценнику... Я своими глазами видел как это происходит и видел качественный товар, который покупают сами китайцы...

Если честно я действительно не знаю кто их производит,
но двигатель и шестерни точно сделаны не качественно, опять же в сравнении с той-же Пиковской железой дорогой производимой тогда.
А то что сей час продается в масштабе лего, например "меркур" http://www.merkurtoys.cz/en/products/driving-units
сами видите как выглядет и сколько стоит, леговцы хотя-бы движки с щетками что-ли поставили или главную пару помощней....

johnwayne
Сообщения: 9

Re: Обслуживание и ремонт моторной тележки 9V

#9 Сообщение johnwayne » Чт фев 25, 2016 7:06 am

Что бы не ковырять отвёрткой при разборе я заранее срезал канцелярским ножиком "защёлки" снизу. После этого было достаточно подковырнуть ногтём и тележка разобралась. На место садится плотно, можно не склеивать (если не давать ребёнку конечно ))).
Вообще у меня проблема была в том что на прямых участках пропадал контакт колёс с рельсами. Проблема оказалась в том что за 20 лет ослабло давление контакта внутри тележки на колесо и колесо не прижималось к рельсу. Решается легко - при снятых колёсах контакты немного подгибаются наружу тележки. Появляется прижимная сила на прямых и при этом остаётся свободный ход в поворотах.
Резинки кстати можно спокойно подобрать у кондиционерщиков, что бытовых, что автомобильных. Они правда ломят за них рублей по 50, покупая на али за "5 копеек". Впринципе если надо 4 штуки, то можно заказать набор из 10-20 штук за 200-300р на сайтах с автозапчастями или том же али. Размер вот только не подскажу, нет штангеля что бы замерить.

Пока тележка каталась одна, всё было отлично, но после появления вагонов возникла проблема.
При длительной нагрузке через какое-то время начинает снижаться скорость и тележка совсем останавливается.
Напряжение на колёсах сохраняется таким же, но ток падает с 0,3-0,4А до 0,1А.
Если снять напряжение с рельс, выждать некоторое время и снова подать - тележка покойно трогается с места и едет. Если резко повернуть регулятор, то даже с пробуксовкой.
Но через какое-то время снова замедляется и останавливается.

Вроде бы симптомы перегрева, но на ощупь двигатель холодный. Да и потребление тока какое-то непонятное.

Что это может быть? Есть смысл разбирать моторчик? Может стабилитрон так влиять?

Konserver
Аватара пользователя
Сообщения: 339

Re: Обслуживание и ремонт моторной тележки 9V

#10 Сообщение Konserver » Вт мар 08, 2016 11:16 am

сразу не помешало бы написать какой ты адаптер используешь, сколько вагонов вешаешь и каких, и рельсы, там грибы не растут? Давно чистил?
Небольшой магазинчик деталей в Питере
http://www.bricklink.com/store/home.page?p=Konservator

johnwayne
Сообщения: 9

Re: Обслуживание и ремонт моторной тележки 9V

#11 Сообщение johnwayne » Ср мар 09, 2016 8:24 am

Адаптер первый попавшийся - 12В, 1А.
Вагоны - два красных хоппера и китаец Аусини 25413. "Локомотив" - самодельная фигня поверх тележки. Общий вес чуть больше 500г.
Если не подключать китайца - итог будет тот же, только минут на 10 позже.
Рельсам 20 лет, последние лет 10 валялись без дела. Поначалу приходилось после 2-3 минут пробега чистить колёса и резинки от налипающей грязи, сейчас уже пару часов наката без чистки и следов грязи. Почистить не мешало бы конечно, но не могу найти войлочные шарики для шуруповёрта.

В итоге на данный момент я всё расковырял уже :D
В двигателе было немного мусора от износа щёток, всё вычистил. Износа вала ротора практически нет, щёток ещё достаточно.
Результата не принесло никакого.
На англоязычных форумах ребята нашли модель двигателя: http://www.conrad-electronic.co.uk/ce/e ... eed-229021
В даташите все размеры совпадают.
С учётом курса и проблем с доставкой покупать новый смысла особого нет.

Так же где-то на просторах интернета была найдена информация что серый диск на одном из контактов - термовыключатель.
Никогда бы не подумал что в нём разместили что-то полезное.
Теперь понятно "странное" потребление тока.
Двигатель потребляет 0,3-0,4А, при резких стартах до 0,5А. При том что по даташиту пиковая нагрузка 0,3А - срабатывание термозащиты выглядит вполне логичным.
В целях подтверждения данной теории заменил диск на гвоздь. Нагрузил состав всяким хламом, до 850г, потребление 0,4-0,5А. Погонял около 5-ти минут на максимальной скорости с периодическими резкими сменами направления. Мотор первые несколько секунд был обжигающе горячим.

Итого: Термозащита есть и она там необходима.

Остаётся непонятным почему такое большое потребление. Оно хоть и растёт линейно с нагрузкой, но пока набор был новый (желтый грузовой поезд) всё каталось отлично часами, а весу там было порядочно.

Вероятно общий износ тележки вцелом?

Сейчас думаю прикупить новую RC моторную тележку и либо приколхозить мотор от неё, либо делать состав из двух тележек. 9V будет использоваться как токосъёмная и проводом питание передаваться на RC телегу. Идеологически, конечно, неверное решение, но цены на 9V в неизвестном состоянии не радуют совершенно.

Snake
Модератор
Аватара пользователя
Сообщения: 2338
Награды: 7
Контактная информация:

За 2 место в конкурсе Помощь в фестивале DoubleBrick Участник Фестиваля DoubleBrick Участник Truck Trial
Участник Technic Rally

Re: Обслуживание и ремонт моторной тележки 9V

#12 Сообщение Snake » Вт апр 05, 2016 11:39 pm

Сделал очень интересную гибридную систему

Изображение
Изображение

Elektronbrain
Аватара пользователя
Сообщения: 209

Re: Обслуживание и ремонт моторной тележки 9V

#13 Сообщение Elektronbrain » Ср апр 06, 2016 2:35 am

johnwayne писал(а):Адаптер первый попавшийся - 12В, 1А.
Остаётся непонятным почему такое большое потребление.

Вероятно общий износ тележки вцелом?
У меня два варианта:
1. Не выдерживает адаптер.
2. От нагрева в тележке, что либо расширяется и на что то давит :facepalm: (у меня нет LEGO поездов, поэтому не было возможности поковырять тележку лично) и от этого ухудшается контакт. При этом - чем легче состав, тем меньше нагрузка, тем дольше он будет греться до пропадания тока.
Golems Universal Construction
Бесплатная физическая песочница. Моделирует любые механизмы.
Небольшой пример: http://www.youtube.com/watch?v=j0ppE9qJU2Y

johnwayne
Сообщения: 9

Re: Обслуживание и ремонт моторной тележки 9V

#14 Сообщение johnwayne » Пт апр 08, 2016 8:47 am

Snake писал(а):Сделал очень интересную гибридную систему
А защита от детей есть какая-нибудь?
Думал над подобной схемой, но если от рельс поступит +9в, а от батареек -9в, то ничего хорошего от этого не будет.
Snake писал(а):У меня два варианта:
1. Не выдерживает адаптер.
2. От нагрева в тележке, что либо расширяется и на что то давит (у меня нет LEGO поездов, поэтому не было возможности поковырять тележку лично) и от этого ухудшается контакт. При этом - чем легче состав, тем меньше нагрузка, тем дольше он будет греться до пропадания тока.
Адаптеры пробовал разные, они даже не нагреваются.
Почему пропадает ток - понятно, в тележке обнаружился термовыключатель.
Непонятно почему телега потребляет так много.

Snake
Модератор
Аватара пользователя
Сообщения: 2338
Награды: 7
Контактная информация:

За 2 место в конкурсе Помощь в фестивале DoubleBrick Участник Фестиваля DoubleBrick Участник Truck Trial
Участник Technic Rally

Re: Обслуживание и ремонт моторной тележки 9V

#15 Сообщение Snake » Пт апр 08, 2016 5:55 pm

johnwayne писал(а):Думал над подобной схемой, но если от рельс поступит +9в, а от батареек -9в, то ничего хорошего от этого не будет.
Нет конечно)
Это система не для детей, ошибаться нельзя.
Но зато поезд может ездить по любым рельсам без переделок.

Ответить

Вернуться в «Поезда»