К истории вильгельминства.

Здесь Вы можете прочесть и обсудить чужие истории о ВР или выложить свою.

Модераторы: Имперский командор, Rayan, KaiseR

Ответить
Автор
Сообщение
KaiseR
Модератор
Аватара пользователя
Сообщения: 10014
Награды: 2

Ветеран ВР Ветеран SLC

К истории вильгельминства.

#1 Сообщение KaiseR » Вт дек 12, 2017 12:25 pm

  От автора кликните, чтобы показать/скрыть
По мере того, как картина мира ВР становится чётче с каждой "каноничной" работой, каждым новым рассказом, самоделкой, статьёй, исправляются ошибки, неточности и неуместности, на которые в начале не обращали внимания. Мы исправляем имена, даты, пытаемся подчинить такую нестройную историю логике, оправдывая или сглаживая неубедительные моменты, но отчего-то обходим один важный аспект этого, пусть вымышленного, мира - религию.
Религий в мире ВР много - может, даже потенциально больше (ввиду его неограниченности, разве что нашим воображением), чем в реальном мире. И всё бы ничего, если бы в него, вместе с рыцарями-крестоносцами, суровыми викингами или караванами загадочного Востока не проникали элементы реальных мировых религий, очевидные вплоть до имён собственных. Так у нас кофердцы "испокон веков" "исповедуют" христианство, а, скажем, обитатели пустынь и оазисов Мамлаката - ислам, тогда как по всем признакам мир ВР не является даже "постапокалиптической" версией нашего, и уж тем паче не знает даже имён основателей этих религиозных традиций, эксплуатируя, в угоду стереотипности мышления и ограниченности фантазии, лишь яркие и запоминающиеся символы.
Но пришла пора что-то с этим делать. Моя первая лепта в дело "переосмысления религиозных традиций мира ВР" - этот небольшой очерк о вильгельминстве - том, во что пришлось превратить аспийское "христианство", тем не менее, сохранив укоренившиеся символы через перемену смыслов.
Прежде чем перейти к непосредственно очерку, на всякий случай замечу: все "схожести" вымышленной религии, описанной ниже, с реальными религиозными традициями не имеют целью высмеять - это не карикатура, не памфлет, а полёт фантазии. Может, та форма, в которой очерк написан, может показаться кому-то "апологетической"? Так нет же, автор вовсе не проповедует и не "миссионерит", так же, как не славит всерьёз вымышленного правителя или не убивает вымышленных персонажей росчерком пера, вернее - комбинацией клавиш.


ВИЛЬГЕЛЬМИНСТВО
очерк к истории религии


Изображение
Святой Вильгельм Богоуст.


За 1226 лет до того, как Эрнэстед Великий совершил свой судьбоносный переход через Нордландские горы и основал Соррийское Королевство, в пределах Великоаспийской Империи – крупнейшего известного государства людей севера, с проповеди отшельника началась история одной из ключевых религий материка Возрождения. По имени основателя её называют вильгельминством. Но в действительности ни Святой Вильгельм Богоуст, ни даже первые поколения его последователей так свою веру не называли – у этой необычной, чужой равно для всех существовавших традиций известного мира, религии не было и не могло быть иного названия, кроме как Истинной веры. Последователи Святого Вильгельма были строгими монотеистами и отказывались признавать и поклоняться богам так, как это делали язычники – они чтили лишь одного Бога, Творца Вселенной.
Если кофердский богослов хочет «поддеть» аспийского, то в первую очередь укажет на культ Святого Вильгельма. Фигура этого пророка-основателя традиции издавна служит искушением иноверцам, считающим, что «вильгельминцы» обожествили Богоуста. Безусловно, и на это не раз указывали мыслители в стане самого вильгельминства, как и в любой традиции, отдельные аспекты вероисповедания гипертрофируются, но статус Святого Вильгельма был определён в первые же годы за его смертью и разделялся всеми верующими, таковым же остаётся и поныне. Вильгельм Богоуст – не Бог и не автор учения, которое проповедовал, но пророк, несший Слово Божье, и святой, через которого божественная благодать распространяется на верующих, первый в сонме праведников, почитаемых церковью как заступники и ценимых как духовно-нравственные ориентиры.
Современная аспийская хронология ведётся со дня первой проповеди Святого Вильгельма в городе Руне. О жизни пророка до этого момента известно немного: предание и немногочисленные документы современников сообщают, что Вильгельм, родился в семье знатного аспийца и освобождённой рабыни (вероятно, представительнице одного из кочевых племён, обитавших на границе имперских территорий и Мамлаката). Не проявлявший интереса ни к военному искусству, ни к политической деятельности, на исходе юности он покинул дом и скитался, пока не поселился в заброшенных скальных усыпальницах недалеко от западно-мамлакатского города Даку. Там прожил он много лет в уединении, став для местного населения, наблюдавшего его на расстоянии, подобием духа или колдуна. Так, у ряда племён, и теперь обитающих на западе Мамлаката, сохранились предания о «духе пещер», представляемом в образе взъерошенного отшельника, говорящего на непонятном языке – ряд исследователей считают, что образ может быть непосредственно связан со Святым Вильгельмом, который с определённого момента начинает контактировать с туземцами, оказывая им медицинскую помощь. Вильгельму приписываются чудесные исцеления тяжелобольных простым наложением рук и молитвой божеству, о котором никто из приходивших к нему прежде не слышал.
Так, достигнут примерно 60-летнего возраста, мамлакатский отшельник-аскет вдруг покидает своё обиталище и через пустыню идёт к имперской границе. Предание гласит, что в уединении погребальных пещер ему случилось Откровение: к Вильгельму обращался с посланием неизвестный дух, называвший себя Отцом, Вечным и Истоком. Сперва праведник пугался, полагая, что это демон пустыни искушает его, но вскоре поверил, что с ним говорит божество. Пребывая в беседах с духом, Вильгельм узнавал всё больше, и всё больше убеждался, что его собеседник – не просто один из известных ему языческих богов, коих в многонациональной Империи почитались сотни, но единственный истинный Бог-Творец, избравший его своим пророком, глашатаем божественной воли и учения. То же предание рисует сцену Божественного Дара, популярную в религиозном искусстве: Бог вручил Вильгельму драгоценный свиток, содержащий учение новой, истинной веры. Чудесные свойства свитка таковы, что письмена его были выведены на родном языке Вильгельма, древнеаспийском, но и в следующие годы, кто бы ни читал свиток, на каком бы языке не говорил, неизменно узнавал в тексте родную письменную речь. Кроме того, Вильгельм получил дар владения языками, безценный для миссионера. Современные интерпретаторы предания считают, что свиток, ставший одним из атрибутов Вильгельма в иконографии, не более чем символ именно второго, вернее, единственного чудесного дара – знания языков, о котором сохранились упоминания, как о примечательной способности Богоуста, даже у противников его проповеди.
И так, Вильгельм оказывается в Руне – большом, процветающем экономическом и культурном центре. Свою проповедь он начинает с крыльца языческого храма, чем навлекает на себя гнев жрецов. Те, в свою очередь, подговаривают городские власти изловить смутьяна, восстающего на чтимых богов, и примерно наказать, но слово Вильгельма уже попало на плодородную почву: его укрывают и, сперва в подполье, а затем и явно, множится новая религиозная община, исповедующая «Истинную веру». Отрицая богов кроме того, о котором им так доступно поведал Вильгельм, последователи её превыше всего ставили любовь между людьми, ибо Бог через Вильгельма учил, что нет выше жертвы, чем жертва любви ближнему. «Вильгельминцы», как их впервые стали называть противники и насмешники, отказывались принимать участие в ритуалах, и особенно в жертвоприношениях. Вскоре гонения на них усиливаются, а наказания, производимые жрецами при поддержке властей, становятся всё жёстче. Так пролилась первая мученическая кровь.
Но никакие преграды не могли остановить проповедь Вильгельма, прозванного Богоустом – новые и новые общины появляются в разных городах, в течение лет – в разных провинциях Империи, и доходят даже до отдалённых колоний. Вильгельминцы больше не катакомбная секта – они становятся церковью, а сам Вильгельм – понтификом, или первосвященником.
На 15 году проповеди Святой Вильгельм, уже седовласый старец, будет арестован и казнён – солдаты, назначенные для расправы, решили потешиться и, привязав пророка к столбу, убили его стрелами. Тело Вильгельма бросили в канаву, но с наступленьем темноты члены местной общины забрали его и захоронили в секретном месте. Уже через 40 лет оно, как святыня, торжественно будет перенесено в имперскую столицу, когда на троне окажется первый Император-вильгельминец.
После смерти Вильгельма общины продолжили жить его заповедями: были уже и организация, и общее богослужение, и даже общий символ: равносторонний простой крест, символизирующий пересечение двух реальностей – мирской, профанной, и божественной, священной; центр креста – это место человека, как его определял Святой Вильгельм – точка пересечения «земли и неба». Казнь Вильгельма внесла свои коррективы в символику: прямые лучи креста стали заменять изображениями наконечников стрел, направленных в центр – туда, где последователи видели самого Вильгельма (легенда гласит, что только четыре стрелы поразили тело святого), соединившегося с Богом через смерть. В дальнейшем появились иные версии символа, связанные уже с локальными традициями, влиявшими на внешние проявления вильгельминства.
Как было уже сказано выше, в основе вероучения лежит идея единого Бога, отождествляемого с Творцом Вселенной и создателем людей. Богословы считают, что Бог открылся людям через Вильгельма, избранного за его праведность (его почитают ещё и как первого монаха в известном смысле), потому что они, пережив религиозный опыт политеизма, «научившись» чтить персонифицированные природные силы и души (то есть, то вечное и наиболее близкое к Богу, что есть в живых существах), были уже готовы воспринять новое духовно-нравственное учение, превосходящее прежние «намёки свыше». Помимо этого, вильгельминцы веруют в безсмертие души и существование загробного мира, как Вечности, в которой пребывает Бог, и к которой он желает подготовить человека в материальном мире, где возможны духовное и нравственное развитие (в Вечности же ничего не развивается – там всё законченно и совершенно, как сам Бог). А также в то, что к душам почивших можно обращаться за помощью, особенно, если речь идёт о праведниках – так, в вильгельминстве существует культ святых, не только как «идеальных людей», но и как покровителей и заступников.
Главный религиозный праздник вильгельминства – 5 сентября. По традиции, именно 5 сентября Святой Вильгельм начал свою проповедь. Другие важные даты связаны с известными событиями из жизни Вильгельма и других святых, помимо того, священство благословляет ряд народных праздников, происходящих из языческих верований, но уже не воспринимающихся в таком смысле – например, День урожая (верующие крестьяне благодарят Бога за плоды своего труда и часть их обращают на устроение благотворительных трапез для неимущих).
До распада Великоаспийской Империи вильгельминство в её пределах оставалось достаточно однородной общностью. Но, при отсутствии прочных связей между фрагментами развалившегося колосса, и под влиянием местных традиций, в том числе языческих, в ряде регионов появляются монотеистические религии, основанные на вильгельминстве, но имеющие отличительные черты, вплоть до единственного сходства – единобожия. Удивительным в этой ситуации кажется сохранение вероучения в относительной чистоте, например, в бывших южных колониях Империи, где изменения коснулись больше внешних сторон, нежели сущности и смыслов.
На полную преемственность ранней церкви претендует, в первую очередь, Аспийская Священнопрестольная Церковь, имеющая древние традиции богословия и чрезвычайно влиятельная благодаря поддержке правительства современной Аспийской Империи.
По традиции, заложенной ещё в первые годы существования вильгельминства, церковные общины возглавляются епископами. Епископы, возглавляющие автокефальные (поместные) церкви, называются архиепископами. Встречаются, впрочем, и исключения: с 1441 года в Краффштуффе нет архиепископа, фактически его полномочия исполняет царствующий князь, носящий титул князь-прелат. Это связано с тем, что один из краффштуффских монархов, Людвиг (в народе прозванный Безбожным), решил подчинить независимую церковь своей светской власти и, заодно, присвоить её земли и богатства. С тех пор епископы Краффштуффа подчиняются непосредственно князю.

Изображение
Князь-прелат Краффштуффа с 1880 года, Вольфганг Эрнст.


В 1895 году Великий Архиепископ (уникальный сан, присущий только архиепископам Аспийского Королевства) всей Аспии был провозглашён понтификом – впервые со дня смерти Святого Вильгельма. Понтифик не считается ни авторитарным главой (уже Вселенской) церкви, ни непогрешимым, но почитается как непосредственный наследник Святого Вильгельма, авторитет которого при жизни оставался непререкаемым для самых отдалённых общин, что красноречиво подкрепляется текстами обоюдных посланий. Кроме того, учреждение понтификата на основе Аспийской церкви – это попытка восстановить её единство в пределах материка, возобновив первоначальную, неразрывную связь верующих.

Изображение
Император Аспии Фридрих Вильгельм I и Понтифик Мартин, 1895 г.

Rayan
Модератор
Аватара пользователя
Сообщения: 1664
Награды: 2
Контактная информация:

Ветеран ВР Ветеран SLC

Re: К истории вильгельминства.

#2 Сообщение Rayan » Ср дек 13, 2017 7:51 pm

Очень интересный очерк! Вдохновляет на то, чтобы внести собственный вклад в описание древних событий ОВ. :) Очень удачно у вас получилось "перенести" христианство из реального мира в вымышленный - религия остаётся узнаваемой, да и к тому же дополняется новыми оригинальными философскими символами.
Ещё, конечно, жаль, что у нас до сих пор нет аналога папы римского, который был бы главой для всех вильгельминцев мира. Можно было бы создать "коллегию кардиналов", на которую могли бы влиять игроки (а вместе с этим - на избрание верховного понтифика).

Corporal
Аватара пользователя
Сообщения: 171

Re: К истории вильгельминства.

#3 Сообщение Corporal » Ср дек 13, 2017 8:15 pm

Статья и вправду вышла очень интересной. Интересной не только авторским слогом, но и своим содержанием. Пророк в Вашем исполнении просто великолепен! :) Я его представлял примерно таким же - монахом-аскетом, в простом одеянии, присущем какому-нибудь скитальцу. Хотя по первости, еще до издания Вами этой статьи, имя Вильгельм и наводило на стереотипы об условном "немецком епископе" - в митре, казуле и c соответствующей атрибутикой.
Полагаю, следующая страница в истории вильгельминства откроется на юге Острова Возрождения - в некоторых государствах эта конфессия является преобладающей. Раз так, статус, положение и структуру южных автокефалий еще предстоит определить и сопоставить с северными.
Ну и в конце хотел бы поблагодарить Вас за составление подобных "каноничных" трудов - новичкам (мне, во всяком случае) это серьезно помогает лучше разбираться и ориентироваться в богатой истории мира "Возрождения". :)
Изображение
Изображение

Ответить

Вернуться в «Истории ВР»